Cайт перехал на David-Suchet.ru!

Ждем на новом сайте :)

     

 d-suchet.narod.ru

Об этом фильме никогда не говорили много. Его никогда не знало много людей. Его видели не многие, его хотело увидеть еще меньше людей. Поэтому пришло время знать о нем всем.

В ролях:

Дэвид Суше - Оливер
Лайза Хэрроу - Мадлен 
Джаред Харрис - Рэй
Ларри Пайн - Бен 
и другие...

Режиссер: Джонатан Носситер 
Авторы сценария: Джонатан Носситер и Джеймс Лэсдан

Чем отличается стиль инди от других?

Indie (сокращенно от independent) - независимое искусство. Оно отличается тем, что является некоммерческим, и это его главная отличительная черта. Данное определение применяют, как правило, по отношению к музыке и кино. Произведения в этом стиле делаются не ради коммерческого успеха и, как следствие, не для всех. В них автор вкладывает идеи, выраженные иногда нетрадиционными способами. Широкие массы, как правило, indie не понимают и не воспринимают. Следствием этого является то, что обычно произведения indie являются раритетами и известны только узкому кругу "посвященных". Примером indie в музыке являются такие исполнители, как Dead Can Dance, Coil, Portishead, Cocteau Twins, Current 93, Nick Cave и другие.

Как и кем создавался фильм?

Фильм Sunday был снят за 5 недель - в декабре 1996 года. Съемкам предшествовал длительный период подготовки. 
Создатель фильма - Джонатан Носситер, консультант по винам, занимающийся составлением списков вин для лучших ресторанов Манхэттена (таких как Balthazar). Американец по происхождению, Джонатан провел большую часть детства в Европе, поскольку его отец - Бернард Д. Носситер (известен как автор нескольких книг на общественно-политические темы) - был иностранным корреспондентом Washington Post, а впоследствии New York Times. Носситер до сих пор, по его словам, испытывает ностальгию по Европе, и, прежде всего по Греции (он владеет в совершенстве пятью языками, в числе которых греческий и древнегреческий). Поэтому и его дебютный фильм получился во многом обязанным именно европейской традиции (по словам Джонатана, особенно сильное влияние оказал на него Феллини и, прежде всего его фильм 8.1/2). 

Sunday был дебютом Носситера в художественном кино, поэтому при создании фильма возникало немало трудностей - прежде всего материального характера.

Откуда взялись идеи фильма? 

Вот как сам Джонатан отвечает на этот вопрос: "Был один образ. Это было 10 лет назад, в Лондоне. Очень толстый человек в шоколадно-коричневом костюме и шоколадно-коричневых ботинках переходил улицу. Все машины останавливались, люди высовывались из окон, чтобы взглянуть на этого толстяка в плохом коричневом костюме. В нем было что-то героическое. Я не пытаюсь быть сентиментальным, но это было, как будто он должен был собрать всю свою храбрость, чтобы перейти эту проклятую улицу у всех на виду. Он как будто пытался сказать этим: "Я знаю, я толст и плохо одет, но пошли вы все!" Это именно то, что я хотел бы быть способным сделать! Этот образ является моим пониманием "супермена"". 

Этот образ нашел отражение в таком персонаже, как Оливер - главный герой фильма, а также другие бездомные: "Я считаю этих персонажей героическими. Персонаж Дэвида Суше мог бы легко сдаться. Тогда это был бы пессимистичный и циничный фильм. Но это не так! Это человек не блещет ничем, он не талантлив. Но судьба била его по всем местам, а он выстоял. Он оказался способным на ЧТО-ТО". 

Носситер провел 9 лет в районе Queens, делая там фотографии. Район, в котором происходит действие фильма, он считает воплощением Америки: "Queens во многом воплощает Америку маленьких городков. И это то место, где оказываются сначала все эмигранты. The Lower East Side -- исконно ирландская часть, и еврейская, и итальянская, сейчас в Queens эти национальности живут ВМЕСТЕ с румынами и тайцами, и южноамериканцами, и русскими. Мы хотели показать не только безработных, но и этих эмигрантов и то, насколько легко или сложно они могут влиться в американское общество. В этом есть что-то от Вавилонской башни, это какофония звуков".

Джеймс ЛэсданИдея снять фильм обо всем этом появилась у Джонатана после знакомства с английским поэтом Джеймсом Лэсданом, живущим в Нью-Йорке, и прочтения его рассказа (рассказ о том, как в Лондоне немолодая женщина приняла молодого директора театра за кого-то другого, и они провели день вместе): "Я прочитал его рассказ и был поражен стержнем сюжета. Я послал ему письмо в семь страниц, где изложил, что именно я хочу сделать для фильма, и спросил, не хотел бы он поработать со мной. Он позвонил мне и сказал, что очень растроган. Потом он пришел ко мне домой, сел, посмотрел на меня и сказал: "Твои идеи по-настоящему дурацкие". Вначале у меня появилось желание выбросить его за дверь, но закончилось это тем, что мы провели вместе 14 часов, почти не двигаясь с места. И он, конечно, был прав. Он сказал: "Я забуду о своем рассказе, если ты выбросишь свои идеи, и мы начнем писать вместе с нуля". Далее Носситер рассказывает: "Для меня это было великолепное сотрудничество, абсолютно бесконфликтное. Поскольку Джеймс - поэт, он обитает в мире образов, но вместе с тем он способен показать вещи в их основной сущности. Это странная комбинация - идея того, что поэт может быть сценаристом. Но я считаю, что хороший поэт предрасположен к тому, чтобы мыслить кинематографическими образами". 

Собственно, от сюжета рассказа не осталось почти ничего. Авторы изменили все - молодого директора театра сделали немолодым бездомным, действие перенесли из Лондона в Нью-Йорк, придумали остальных персонажей. Единственное, что может напомнить рассказ Лэсдана - ошибка, когда одного человека принимают за другого. 

После того, как сценарий был написан (на это потребовалось около двух лет - авторы, писавшие его вместе, постарались отшлифовать его как следует. Кстати, это был дебют как Носситера, так и Лэсдана, в написании сценариев. Сам Джонатан признается, что когда-то написал "несколько плохих сценариев", но они не в счет), Носситер привел своего соавтора в Queens. Они стали собирать материалы вместе. Лэсдан же, в свою очередь, привел Носситера в настоящий приют для бездомных, где сам провел некоторое время. Они провели в ночлежке около полутора лет. Вот как рассказывает об этом сам Джонатан: "Джеймс провел пару лет в приюте, в котором мы снимали. И я тоже провел там полтора года. Мы строили взаимоотношения. Джеймс делал заметки, а я через какое-то время стал снимать на видео. Очень многие персонажи и их диалоги заимствованы из того, что мы увидели и услышали". Как свидетельствуют знающие люди, сцены в приюте были сняты с документальной точностью. 

Снимали в основном в декабре 1996 года. Причем даже съемки проходили не слишком обычно. Например, Лэсдан постоянно находился на съемочной площадке, и Носситер утверждает: "Вы знаете, это во многом фильм Джеймса - в той же степени, как и мой". Джеймс Лэсдан по этому поводу говорит: "Я был на съемках большинство времени. Моя официальная работа была следить за тем, чтобы Дэвид Суше сохранял свой вес". 

Но не только. Лэсдан и Носситер постоянно даже на съемочной площадке беседовали с людьми, советовались, искали что-то новое. Они работали со своим сценарием, как с чем-то живым. В итоге многие важные моменты фильма были просто сымпровизированы. Их не было изначально в сценарии. Например, важной деталью фильма являются сумерки. Вот как объясняет Джонатан появление этой детали: "Это вылилось из разговора с Дэвидом Суше о его персонаже. Весь фильм - это события одного дня, так что все имеет значение. И я спросил его: "Какая главная часть дня, когда все сходится вместе психологически и эмоционально?" И он пришел к мысли, что это сумерки - самый безнадежный час дня для него, в любой день, а в это воскресенье наиболее остро. Я подумал: "Черт, а ведь это интересно". Я сказал об этом оператору и съемочной группе и заявил, что мы должны кое-что переделать - и это произошло за 10 дней до начала съемок". 

Они работали одной командой. Джонатан говорит, что Дэвид Суше и Лайза Хэрроу не просто делали, что скажет режиссер, а помогали ему. Впрочем, и сам Джонатан многое сделал для сближения со своей командой. Каждый день он приводил съемочную группу к себе домой, и они обсуждали процесс съемок за бутылкой вина из его коллекции элитных вин (по признанию Джонатана, за время съемок коллекция изрядно сократилась). 

За две недели до конца съемок закончились те деньги, которые удалось наскрести. Продюсеры срочно искали недостающий минимум. Если бы этого сделать не удалось, фильм так и не появился бы. Но к счастью, все закончилось благополучно, и фильм был доснят. Говоря о бюджете, Джонатан сообщает только то, что фильм был снят на ТАКУЮ маленькую сумму, что он даже не имеет право назвать цифру. Думается, никто из них не рассчитывал на известность, а уж тем более на коммерческий успех. Джон Фостер, один из операторов, заметил на этот счет: "Есть люди, которые смотрят Sunday и замечают его, вопреки тому факту, что фильм не имел коммерческого успеха. Но номинация на Independent Spirit Awards не дает мне почувствовать, что я "достиг" чего-то. В обществе, помешанном на деньгах, я буду знать, что достиг чего-то, если: а) я стал иметь за это постоянный заработок, б) у меня есть из чего выбирать. Фактически второе случилось. Но деньги и вправду воняют". 

Фильм мог вообще не выйти на экраны, потому что вряд ли нашлась бы фирма, которая захотела бы выпустить такое. В этом смысле очень вовремя состоялся ежегодный фестиваль Sundance в городе Парк Сити (штат Юта). Итог фестиваля 1997 года шокировал многих -- приз за лучший сценарий и гран-при фестиваля достались никому не известному режиссеру за никому не известный фильм. И больше всех был шокирован сам Джонатан: "Мы похоронили все это. Я и монтажер смеялись за стаканом вина, что никто даже не придет, чтобы посмотреть фильм. Мы действительно ничего не ожидали". В любом случае это была путевка в жизнь. Фирма Cinepix выпустила фильм на экраны в Америке. 

Sunday - абсолютно некоммерческое кино. Этот фильм далеко не каждый способен понять и принять. Большинство критиков считают его абсолютно пессимистичным, депрессивным и циничным социальным гротеском. Этому способствуют внешние проявления - абсолютно реалистичный показ жизни бездомных, сама атмосфера Queens, сюжет, в котором главным мотивом является отчаяние... Но сам Джонатан абсолютно не согласен с таким пониманием его фильма. Он утверждает, что его фильм полон оптимизма, и в этом его главный смысл: "Люди в фильме находятся в беде, но я считаю, у них есть феноменальная отвага. Они способны сохранить свое достоинство, они борются за то, чтобы выразить свою любовь и нежность даже когда им плохо. Для меня они большие супергерои, чем Бэтмен и Робин. У меня большее восхищение этими персонажами. Нет, я настроен оптимистично на их счет, но это не такой дешевый, искусственно сфабрикованный хэппи-эндовый оптимизм. Это то, за что нужно бороться". 
А вот что еще Джонатан говорит о своих идеях, выраженных в фильме: "Если вы на краю и ищете способ найти любовь и нежность, но при этом вы находитесь в ситуации, когда должны для этого лгать - как вы при этом поведете себя? В общем, для нас это началось как человеческая проблема, и затем мы развили это. Я сам чувствовал очень сильно давление физического контекста и затем попытался найти социальный и политический контекст". 

В фильме нет ни одной детали, которая не играла бы важной роли, что бы это ни было. Любая деталь является смыслообразующей. Поэтому внимание было уделено всему - операторской работе (Джон Фостер утверждает, что главное в его работе над Sunday была работа со светом), монтажу, саундтреку... Кстати, саундтрек в фильме замечателен тем, что его... нет вообще! В качестве "композитора" выступил звукорежиссер Дэвид Эллинвуд, который, можно сказать, лепил звуковую дорожку из шумов, разноязыкой речи, пения православного хора, звона колоколов, каких-то музыкальных обрывков. Джонатан говорит, что это было очень важно - найти нужные звуки и обобщить звуковой опыт каждого персонажа. Так, для Оливера было записано около 49 звуковых треков, которые сопровождают его постоянно, хотя зритель по большей части воспринимает их почти подсознательно. 
Носситер утверждает, что в его фильме нет второстепенных персонажей - все они имеют свои истории. Только большинство этих историй переданы иногда одной деталью, отчего они отнюдь не теряют своей важности. Так, Джонатан иногда упоминает один эпизод фильма, который считает важным для смыслопонимания, - в котором один бездомный (эпизодический персонаж) сидит под снегом, и снег падает на него - и кажется, что только на него: "Он живет в собственном магическом мире. Это очень важно, что снег падает на него, а на остальных людей - нет". Такой уход от реальности во внутренний мир является еще одним способом спастись от отчаяния. Поэтому эпизод в таком контексте становится важным.

Обычно в таких фильмах снимаются актеры-дилетанты, которые, как правило, не умеют толком играть. Большинство актеров Sunday являлись именно новичками, как сам Джонатан. Большинство из них (Арнольд Баркус, Фрэн Капо, Спенсер Патерсон и другие) не снимались больше нигде. Другие (Бахман Солтани, Джо Сирола, Уиллис Беркс) сыграли в нескольких малоизвестных фильмах эпизодические роли. Более того, двое из актерской команды -- Джимми Бродвей и уличный певец Чен Цун Кит - сыграли в фильме самих себя. 

Из исполнителей второстепенных ролей наиболее известен Джаред Харрис (сын известного английского актера Ричарда Харриса). Ирландец по национальности, Харрис был членом Королевской Шекспировской Компании и сыграл много ролей в пьесах Шекспира. Сейчас он живет в Нью-Йорке. Джаред часто играет в фильмах жанра indie. Самый известный из них - "Я застрелила Энди Уорхола", где Харрис сыграл самого Уорхола - культовую фигуру авангарда 60х годов. Недавно он снялся в фильме "Мы вдвоем" (Two of Us), где сыграл главную роль - Джона Леннона. В Sunday он играет Рэя - агрессивного по отношению к Оливеру бездомного, который находит утешение в том, чтобы бродить по улицам и глазеть на женщин. 

Роль Мадлен сыграла известная в театральных кругах Англии Лайза Хэрроу. Она также является актрисой Шекспировской Компании. К сожалению, большинство фильмов с ее участием являются австралийскими, и достать их в России невозможно. Самые известные фильмы с ее участием - "Последние дни Чеза Нуса" и "Омен-3". Сейчас она живет в Америке, в штате Вермонт, со своим мужем, известным ученым-биологом, и сыном Тимом (отец Тима - известный английский актер Сэм Нил). 

Лайза Хэрроу родилась в Новой Зеландии, и она говорит, что ее героиня, поэтому во многом ей близка: "Я новозеландка, живущая в Лондоне, и я понимаю чувство изгнания, которое переживает моя героиня - британская актриса, живущая в Штатах". Но это не единственное, что связывает Хэрроу с ее героиней: "Как Мадлен, я начинала в Королевской Шекспировской Компании и сыграла там много замечательных ролей. А потом вы достигаете той точки, когда не происходит ничего - или ничего особенного. Я подумала, что хочу приехать сюда и работать в Америке, я хотела достичь широких горизонтов. Но я хочу делать что-то там, где могу заниматься любимым делом и не ждать больше, потому что проблемой этой профессии является то, что вы всегда должны ждать того, кто предложит вам работу. <...> Да, конечно, я испытываю огромную симпатию к своей героине. Мне почти 54 года и я становлюсь старше. Поэтому когда появляется такой персонаж, как Мадлен, это прекрасно, потому что все это правда. В этом все дело: актриса отчаянно пытается найти работу и встречает кого-то, кого она принимает за знаменитого режиссера. Я вполне понимаю ее нетерпение и чувство саморасточения. Это ужасно, но это правда. Это то, что мне нравится в Sunday -- как эти проблемы отфильтрованы и присутствуют в фильме. Все как в жизни". 

На вопрос, в чем же состоит удовольствие делать такие некассовые фильмы, актриса отвечает: "Кто, кроме безумцев, может создать такое? Это работа из любви к искусству, не из-за денег. Для меня это счастье, потому что весь фильм был борьбой. Это был акт абсолютной честности. Это потрясающе, что в мире спецэффектов, где вам не нужно пытаться быть серьезным по отношению к этой маленькой штуке под названием жизнь, такие тонкие мерцания фантазии до сих пор могут ярко сверкать среди изнуренного мира развлечений". 

Дэвид Суше для роли в Sunday был вынужден потолстеть на 22 килограмма, поскольку его персонаж, по замыслу авторов, должен был быть толстым. Дело в том, что на этот раз невозможно было создать искусственную толщину - в фильме присутствует несколько сцен с полностью обнаженной натурой. Джонатан Носситер в своих интервью всегда с восхищением говорит об этом: "Его доктор сказал ему, что это было бы нежелательно в медицинском отношении. Нелегко сбрасывать вес, когда тебе за 50." Или в другом интервью: "А что он сделал как актер..! Он потолстел на 48 фунтов, чтобы сыграть в малобюджетном фильме никому не известного режиссера-дебютанта в месте, о котором он никогда не слышал раньше. Поговорим о героизме! И это только физическое отражение того, что он сделал как актер и человек". Носситер утверждает, что Суше был единственным выбором на главную роль: "Он с большой силой отреагировал на сценарий. Я мог увидеть ту глубину и нежность, которые он мог принести в сценарий, без того, чтобы быть сентиментальным". 

Носситер видит заслугу актеров не только в том, что они сыграли в его фильме, он считает, что главное - то, что они приняли в нем живое участие: "Оба они взяли на себя огромный риск как люди и актеры вложить в фильм что-то большее, чем... Я имею в виду, они достаточно хорошие актеры, чтобы пойти так и сделать это, но они сделали, черт возьми, гораздо больше. Они могли бы просто работать и не уделять мне внимания, потому что я неопытный режиссер. Но они не сделали этого. Они пришли и сказали: "Это сценарий, который мы примем всерьез, и это люди, которых, несмотря на их возраст и неопытность, мы примем всерьез". Это было очень ценно". 

Сам Джонатан Носситер после Sunday попал в поле зрения критики. Его стали с полным правом называть "independent filmmaker" -- и это после первого же фильма! Впрочем, в Америке, как и следовало ожидать, фильм не имел кассового успеха и популярности. Поэтому свой второй фильм - "Приметы и чудеса" (Signs and Wonders) -- Носситер снимал на деньги французских фирм. В итоге этот психологический триллер, снятый в Греции, считается французским и на Берлинском кинофестивале представлял Францию. В отличие от Sunday, Signs and Wonders вышел не в Америке, а в Европе. На Берлинском фестивале 2000 года он был номинирован на Гран-при. Европейские критики говорят, что за такими режиссерами, как Носситер, будущее настоящего кино. Кстати, в этом фильме склонность Носситера к реализму приобрела еще более явную форму: Signs and Wonders был снят ручной видеокамерой. Остается добавить, что на съемках этого фильма в команде Носситера работали многие из тех, кто делал Sunday. Это, например, продюсер Джед Альперт, монтажер Мадлен Гэвин, костюмер Кэтрин Никсон и, разумеется, Джеймс Лэсдан.

Смотрите на этом сайте - мини-сайт о "Sunday"

 

Разделы:

Главная
Биография
Сачет или Суше?
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Все о "Пуаро"
Что такое "Амадеус"?
Воскресенье - не только день недели...
Интервью
Ссылки
Наш опрос
Гостевая книга
Форум
О создателях сайта
   
 

E-mail

 

  

 © 2000-2001 г. d-suchet.narod.ru //
Автор: Аделька

 

Hosted by uCoz